Технология "Говорящие стены"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                 детский сад общеразвивающего вида "Елочка"                                                                                       

    Проект «Говорящие стены»

«Детей учит то, что их окружает»

Мария Монтессори

Развивающая среда в ДОУ должна соответствовать современным

условиям. Перед воспитателями стоит задача - как оформить групповую

комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как

воспитанники проводят в ДОУ большую часть своего времени, важно, чтобы

они хотели приходить сюда снова. Каждый день дети должны себя

чувствовать себя здесь комфортно и узнавать много нового. Можно

приобрести новомодные игрушки, гаджеты и пособия, но воспитателю

необходимо соблюдать принципы построения развивающей среды (согласно

ФГОС ДО), поэтому желательно пересмотреть взгляды не только на

привычный интерьер группы, но и на детскую активность.

Основная проблема - нехватка пространства (мы хотели разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но не имеем для этого достаточного количества помещений в группе).

Эту проблемы мы решили путем частичного переноса образовательного

пространства группы из горизонтали в вертикаль.

И в этом нам помогла технология «говорящая стена» – это инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду, всвоеобразный живой экран.

И в этом году мы реализуем проект «Говорящие стены» для детей раннего возраста.

Цель: Создание развивающей предметно - пространственной среды для развития каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов, посредством использования технологии «Говорящая стена».

Задачи:

- Организовать развивающую среду, способствующую полноценному

развитию детей с учётом их возрастных, индивидуальных потребностей и интересов;

- создать условия для проявления игровой и познавательной активности детей;

- создать атмосферу эмоционального комфорта для детей;

- изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;

- развивать любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки;

- развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук;

- развивать понимание речи и активизировать словарь.

- повышать компетентность родителей в вопросах развития игровой

деятельности.

Вид проекта: групповой, познавательный, творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители 1 младшей группы.

Срок реализации проекта: 2024 – 2025 учебный год.

Принципы:

1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

2. Принцип занимательности и эмоциональности игры усиливает познавательную активность детей в процессе участия и завершения игры.

3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который предполагает доброжелательность и эмоциональную выразительность взрослого, внимание ребёнку, отношение к нему как к самоценной личности.

4. Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности.

Ожидаемые результаты проекта:

- преобразование развивающей предметно-пространственной среды

позволит повысить степень активности педагогов, родителей;

- в центрах активности появится достаточно дидактических материалов, рассчитанныхна детей, имеющих различные познавательные сложности и возможности;

- повысится инициативность и активность детей в организации своего

игрового пространства;

- у детей сформируется позитивное отношение к участию в

речевой, познавательной, игровой деятельности;

- у детей появится желание идти в детский сад, т.к. группа наполнена

интересным, увлекательным игровым и дидактическим материалом.

Перспектива развития проекта:

- организация и модернизация развивающей предметно – пространственной среды во второй младшей группе – реализация проекта «Вместе весело играть» по технологии «Говорящая стена»;

- привлечение специалистов ДОУ в организацию РППС (инструктор по ФИЗО, логопеда, музыкального руководителя, психолога;

- организация РППС на веранде и участке группы – реализация проекта «Весёлая веранда»по технологии «Говорящая стена»;

- привлечение семей воспитанников для реализации проектов.

Возможные риски:

1. Недостаточная заинтересованность участников проекта.

Пути решения:

Подробная информация о целях и задачах проекта, о направленности проекта на развитие каждого ребенка.

Реклама предстоящих мероприятий.

Привлечение детей к некоторым мероприятиям.

2. Пассивность участников проекта.

Пути решения:

Использование активных форм работы.

Использование принципа: участвовать может каждый.

Стратегия и механизмы реализации проекта

I этап: подготовительно-диагностический

Срок: сентябрь – октябрь 2024 г.

Задача: обеспечить условия для реализации проекта

Мероприятия Сроки Ответственный
  Выбор темы и разработка проекта сентябрь 2024г. авторы проекта
  «Сайт-экспедиция» - самостоятельное изучение данного вопроса посредством различных сайтов. Поиск резервов повышения компетентности через самообразование сентябрь2024г. воспитатели
  «Бюро находок» - обсуждение возможных компонентов обогащения развивающей предметно-пространственной среды будущего проекта сентябрь2024г. воспитатели
  Подготовить информационную копилку (текстов консультаций, буклетов, памяток), с целью обогащения опыта родителей октябрь2024г. воспитатели
  Подбор методической литературы и информационных ресурсов о создании РППС в группе раннего возраста октябрь2024г. воспитатели

Iэтап: основной

Срок: ноябрь 2024г. – апрель 2025г.

Задача: реализация проекта

Описание и мероприятия Сроки Ответственный
1.

Описание «Жёлтая стена»:

1. Стена:

- картинка солнца;

- вертикальные желтые нити с разным наполнением (объемные геометрические фигуры, цветы, птицы);

- символ стены – «Жёлтая феечка»

2. Магнитная доска:

- картинка пчёлка;

- жёлтые воздушные шарики;

- иллюстрации жёлтых фруктов, овощей, ягод;

- открытки садовых цветов;

- обобщающая иллюстрация

3. Игровой стол:

- конструктор – лего;

- муляжи фруктов и овощей;

- д/игра «Червячки»;

- д/игра «Крышечки»;

- нестандартное физкультурное оборудование «Колечки»

Сменяемость:

- осень: листья, зонтики;

- лето: пчелки, цветы, одежда;

- плоскостные геометрические фигуры;

- одежда;

- посуда;

- детские игрушки;

- дидактические игры

ноябрь 2024г. – апрель 2025г. воспитатели
2.

Описание «Красная стена»:

1. Стена:

- интерьерное новогоднее украшение: берёзовая ветка, красные бусы, красные новогодние игрушки, семейка снегирей

- символ стены – «Красная феечка»

- символ группы – КОТ

2. Корзина: красные овощи, фрукты, ягоды и насекомые

3. Красные обручи:

- игры с прищепками;

- попиты разные;

- музыкальные инструменты;

- шнуровки;

- щёточки;

-ленточки разной длины;

- бантики;

- игрушки – забавы

Сменяемость:

- лето: цветная фантазия на ветках, цветы

- осень: рябиновые бусы

- плоскостные геометрические фигуры;

- одежда;

- детские игрушки;

- дидактические игры

ноябрь 2024г. – апрель 2025г. воспитатели
3.

Описание «Синяя стена»:

1. Стена:

- зимняя гирлянда из синих флажков, снежинок, лент, новогодних игрушек

- символ стены – «Синяяфеечка»

2. Ленточные столы – центр мелкой моторики:

- пирамидки разной вышины;

- игры на развитие мелкой моторики;

- бизиборды разных видов;

- шнуровки;

- вкладыши;

- стучалочки

3. «Сухой бассейн»: дидактическая игра «Крышечки»

Сменяемость:

- тема воды, водных обитателей

- тема космоса

- плоскостные геометрические фигуры;

- одежда;

- цветы;

- детские игрушки;

- дидактические игры

ноябрь 2024г. – апрель 2025г. воспитатели
4.

Описание «Зелёная стена»:

1. Окно:

- зелёные листья и шарики;

- зелёные овощи и насекомые;

- символ стены – «Зелёная феечка»

2. Уголок наблюдений:

- игра «Следопыты» - наблюдение из окна через очки и бинокли;

- игра «Цветные стёклышки» - наблюдение из окна через цветные полоски;

- уголок «Времена года»

- уголок «Какая погода»

- наблюдение за ростом лука «Семейка Чиполино»

2. Уголок природы:

- уголок леса (береза и ёлка) с животными;

- на окне – зелёная пальма;

- зелёные предметы и игрушки

3. На стене:

- иллюстрации времени года – зима;

- иллюстрации – «Кто спит зимой»

4. На столе:

- картинки «Мамы и их детёныши и контейнер с игрушками;

- иллюстрации по темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»;

- открытки по темам «Животные», «Зима». «Новый год»;

- вкладыши «Домашние животные», «Дикие животные», «Рыбы»

- муляжи зелёных овощей и фруктов;

- дидактические игры

Сменяемость:

- дидактические игры по темам недели;

- картинки и иллюстрации по темам недели и времени года;

- макет аквариума;

- наблюдение за проращиванием зелени – «Огород на подоконнике»;

- макеты «Водоём», «Царство леса», «Деревенское подворье»

ноябрь 2024г. – апрель 2025г. воспитатели
5.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов:

1.Д/и «Чудеса в бутылках»

Задачи: учить детей называть цвет кругов в разных ёмкостях; развивать внимание и усидчивость для нахождения игрушек; активизировать речь детей.

2. Д/и «Раз, два, три, четыре, пять – червячки пошли гулять»

Задачи: учить детей узнавать и называть цвета (красный, синий, зелёный, жёлтый); учить сортировать «червячков» и палочек по цветам; учить сравнивать по длине «червячков»; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.

3. Д/и «Маленькие помощники»

Задачи: учить детей сортировать кубики по стаканчикам; развивать мелкую моторику рук; активизировать речь детей.

4. Д/и «Цветные стаканчики»

Задачи: учить детей сортировать крышечки по цветам стаканчиков; учить раскладывать крышечки по схемам; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.

5. Д/и «Бочонки цвета»

Задачи: учить детей сортировать разные предметы и игрушки по бочонкам; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.

6. Д/и «Говорящий пол»

Задачи: учить детей называть геометрические фигуры; учить соотносить цвет фигуры и детали конструктора;активизировать речь детей; развивать мелкую моторику рук.

ноябрь 2024г. – апрель 2025г. воспитатели
6.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

1. Уголок «Здравствуй, малыш»:

- тактильная игрушка «Мышка»: живот – скорлупки из-под грецких орехов, лапы – мелкий конструктор и мягкие шарики, ушки – пищалки

- схема

Сменяемость:

- тактильная игрушка «Кот» с другим наполнением

2. Д/и «Тактильный счёт»:

- крышечки с разными наполнениями: мех, кожа, перья, различная ткань, бархат, крупа, бобы, фасоль, пайетки.

3.Д/и «Лес и лесные жители»

Задачи: развивать тактильные ощущения; учить называть цвет дорожек; учить называть диких животных и их детёнышей, активизировать речь детей.

ноябрь 2024г. – апрель 2025г. воспитатели
7.

Консультации, буклеты для родителей:

- «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

- «Влияние семьи на развитие детей»

- «Нетрадиционные игры дома»

- «Экспериментирование на кухне»

- «Игры с крупой»

- «Игры на развитие мелкой моторики»

- «Огород на подоконнике»

- «Наблюдение из-окон своего дома»

- «Вместе весело играть»

- «Какие игрушки нужны детям раннего возраста»

ноябрь 2024г. – апрель 2025г. воспитатели
8. Составление перспективного плана работы   сменяемости стен по обогащению сенсорных эталонов и тактильных ощущений ноябрь 2024г. – апрель 2025г. воспитатели
9. Изготовление новых нестандартных дидактических игр своими руками ноябрь 2024г. – апрель 2025г. воспитатели
10. Организация родительского всеобуча «Домашняя игротека» ноябрь 2024г. – апрель 2025г. воспитатели

Работа с родителями

Мероприятия Сроки Ответственный
1. Родительское собрание «Играют родители – играют дети» - представление проекта «Говорящие стены» декабрь 2024г. воспитатели
2. Мастер – класс «Нестандартные игры на развитие мелкой моторики дома» февраль 2025г. воспитатели
3. Сенсорное развлечение с родителями «Праздник воздушных шаров» май 2025г. воспитатели
4. Выставка – конкурс «Игры на развитие мелкой моторики» март 2025г. воспитатели
5. Консультации, беседы, рекомендации по теме проекта декабрь 2024г. – апрель 2025г. воспитатели
6. Организация родительского всеобуча «Домашняя игротека» декабрь 2024г. – апрель 2025г. воспитатели

IIIэтап: заключительный

Срок: ноябрь 2024г. - июнь2025г.

Задача: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате реализации проекта.

Мероприятия Сроки Ответственный
1. Презентация проекта «Говорящие стены» - создание РППС в 1 младшей группе - на конкурсе в образовательном учреждении ноябрь – декабрь 2024г. воспитатели
2. Сенсорное развлечение с родителями «Праздник воздушных шаров» май 2025г. воспитатели
3. Мастер – класс для педагогов детского сада -«Технология «Говорящая среда» - как средство организации РППС по ФГОС. февраль 2025г. воспитатели
4. Участие в педагогической онлайн - мастерской «Pro.Среду» по теме «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО в дошкольных учреждениях. Мастера речи.» для молодых педагогов дошкольных учреждений г. Перми. декабрь 2025г. воспитатели
5. Публикации, на   семинарах, в конкурсах различного уровня и разного направления 2024 – 2025 учебный год авторы проекта

 

Литература и информационные ресурсы:

1.ФГОС ДО (Утверждён приказом Министерства образования

и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155).

2. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//-2009. -№5;

3.Могильникова, С.В. Интерактивная стена как элемент предметно-

развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

4.Стафурова, Е. Интерактивная стена как элемент предметно-

развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

5. «Говорящие стены» // Журнал «Дошкольное образование», − 2002

6. Новоселова С.А., Павлова Л.Н. Развивающая предметная среда:

Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007г.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование технологии ''Говорящие стены''
в работе с детьми раннего возраста.

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, нужно  модернизировать образовательную среду. С этой целью в нашем детском саду была внедрена  технология «Говорящая стена».

   Любое новшество представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиального нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приёмов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого мы применяем интересные  модели  по воспитанию и интеллектуальному развитию детей раннего возраста, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Перед воспитателями стоит задача - как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как воспитанники проводят в ДОУ большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова и снова. Каждый день дети должны чувствовать себя в образовательном учреждении комфортно и узнавать много нового. Основная проблема - нехватка пространства (воспитатели хотят разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но не имеют для этого нужного помещения, точнее необходимой площади). Эту проблему мы решили путём частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль. IMG 20250303 133926 197

Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в воспитательно - обучающую среду.

Говорящая  стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно - пространственную среду ДОУ в своеобразный живой экран.

Говорящая стена (интерактивная)- это:

  • центр познавательного развития,
  • социально - коммуникативный центр,
  • центр художественно - эстетического развития.

Интерактивная стена решает важные воспитательно - образовательные задачи:

  • создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
  • позволяет изменять предметно - пространственную среду с учётом образовательной ситуации;
  • развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
  • обеспечивает эмоциональный комфорт для детей. 

Интерактивная стена даёт возможность взрослому и ребёнку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.    

   Работать с интеллектуальной «говорящей» стеной выбор педагога. В каждой группе работа индивидуальна и исходит от потребностей детей.  Говорящая стена помогает педагогу ненавязчиво познакомить, изучить, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство. Работа с «Говорящей стеной» начинается с нового для детей материала. На непосредственной образовательной деятельности знакомим детей раннего возраста с темой, размещаем наглядный материал, пособия. Работа проводится фронтально. Применяя наглядные, словесные, проблемно - поисковые методы  изучаем материал. Затем, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать. Используем игровые приёмы, когда герой просит помощи в создавшейся ситуации. Дети ищут решение самостоятельно или с помощью педагога. При работе со стеной педагог может  делить детей по группам, также работа со стеной может проводиться индивидуально.

       На уровне глаз детей размещается разнообразная информация в доступной для детей форме, фотографии, выставки рисунков, поделок.Говорящая стена может включать много элементов. Центральную часть нашей стены занимает магнитная доска. Вокруг доски на стене можно закрепить прищепки, липучки, кармашки, что увеличит развивающее пространство группы и повысит его вариативность. На прищепки подвешиваются картинки и схемы к занятиям, работы воспитанников. Такой способ организации пространства стены позволяет педагогу разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий. Дети рассматривают фотографии своих игр, занятий, рисунков, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова. Таким образом, инициатива исходит не от взрослого, а от ребёнка. Можно использовать «Говорящую стену» как выставку детских работ, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды.

    

Все элементы стены сделаны из материалов разной фактуры. При желании ребенок может внести «изменения» в развернутый на стене игрушечный мир: перевесить фрукты на дереве или пересадить птичек.

Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе  детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки.Дети раннего возраста активно выполняют такие задания, как «Найди такой же», «Собери фрукты», «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Кто как кричит».

   «Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог должен  не руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития. Наблюдать, а не вмешиваться. Не навязывать темп выполнения, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения. Только тогда, интеллектуальная «говорящая» стена выполнит функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно.

   Результативность данной технологии очевидна всем и имеет только положительные аспекты. У детей развивается внимание, память, мелкая моторика, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие. Дети становятся более инициативными, самостоятельными, общительными, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности.

Литература:

1. Могильникова, С.В. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / С.В. Могильникова // MAAM. RU – Международный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-temu-..., свободный. – Загл. с экрана.

2. Стафурова, Е. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Е. Стафурова // Учительская газета – независимое педагогическое издание. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/1104, свободный. – Загл. с экрана.

3. Шакирова, Е. Из горизонтали – в вертикаль / Е. Шакирова // Журнал «Дошкольное воспитание»,№ 09. −2017.

4. «Говорящие стены» // Журнал «Дошкольное образование», − 2002.

5. Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 9. − 2016